Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ Саккуловская СОШ

классный руководитель 9 "б" класса

 

          Образование высшее

          Квалификация первая категория

          Общий стаж работы 27 лет

          Стаж работы по специальности 27 лет

          Электронная почта irama80@mail.ru

          Телефон +7 (35144) 93-156

 

 

Моя  педагогическая  философия

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

                                                  С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                                                    Словом можно убить, словом можно спасти,

                                                       Словом можно полки за собой повести.

                                                        Словом можно продать, и предать, и купить,

                                                Слово можно в разящий свинец перелить.

                                                 Но слова всем словам в языке нашем есть:

                                                    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

                                               Повторять их не смею на каждом шагу,-

                                              Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Вадим  Шефнер

              В чем же  заключается моя  педагогическая  философия? Мне кажется в слове. Считаю, что главным инструментом преподавателя является Слово Учителя, его нельзя заменить ничем. Какое удовлетворение испытываешь, когда видишь горящие глаза детей, чувствуешь, что тебя понимают.  Когда  же  я начала любить и ценить слово?  Наверное,  когда не могла свободно говорить  из - за  сильного  заикания.  Но я счастливый человек, судьба подарила  мне  встречи с замечательными людьми: это воспитатель  Вишневская  Наталья  Ивановна, логопед  Сосина Татьяна  Александровна, учитель начальных классов Колосова   Нина  Мартемьяновна. В  те далекие детские годы они   занимались  со мной пением, чтением и давали роли, чтобы я, преодолевая застенчивость,  выступала  перед публикой.  Они научили меня правильно дышать, говорить. Уже тогда, заучивая слова текстов, стала  вдумываться в них, в значении слов, фраз, которые  произносила. А потом был успех выступлений, места в конкурсах чтецов. Вот тогда  я  и поняла, что слово имеет огромное значение в жизни человека, что  оно влияет на чувства и сознание, что оно  воздействует на душу людей.

        Мой  учитель словесности,  Неуймина  Галина  Александровна,  сумела увидеть во мне  организаторские способности  и  помогла развить  творческий потенциал, именно она убедила меня вместо института культуры  подать документы в педагогический   университет на факультет  филологии. Ушинский  писал:

«. Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Так случилось и со мной. Вот уже  много  лет я с удовольствием каждое  утро спешу в школу, к детям.

       Вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В. О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь». Мне повезло: я преподаю самые увлекательные, самые интересные, самые поучительные предметы – русский  язык и литературу. В современном мире  книгу стараются подменить различными  гаджетами, но я глубоко убеждена, что слово будет жить вечно, что именно умных, хороших, душевных слов не хватает нашим сегодняшним детям. В преподавании литературы нельзя умалять значение художественного слова, текста произведения, который должен звучать на уроке в мастерском исполнении учителя. Ведь литература, по моему глубокому убеждению, – это не столько наука, сколько  вид искусства, поэтому неоценимо её воспитательное воздействие, которое будет особенно эффективным, если учащиеся будут видеть, чувствовать неравнодушие, увлеченность учителя.

 Я как учитель литературы своей главной целью считаю научить ребенка самостоятельно общаться с художественным произведением, создавать свои смысловые интерпретации, и я ничего не имею против того, если мои ученики  подглядывают  в предисловия, учебники и монографии.  Ведь я понимаю, что современному ребенку трудно отказать от интернета, но моя задача, как учителя, научить его  правильно отбирать информацию, по-своему ее комментировать, выражать свое отношение к  прочитанному. 

Мне  нравятся  уроки анализа художественного текста. Особенно если тексты небольшие, потому что они позволяют маленькому читателю самостоятельно увидеть структуру произведения, зафиксировать наблюдения, проинтерпретировать полученное и обнаружить в тексте свой собственный, честно найденный, а не позаимствованный у кого-то смысл. В результате то, что досталось ему «потом и кровью», не забудется никогда. Приемы анализа художественного текста - моя излюбленная тема самообразования и тот багаж, который я пытаюсь передать своим ученикам.  Именно  на  таких  уроках стараюсь в своей работе зажечь в сердцах ребят любовь к родному  языку, родному слову.

Преподавание русского языка и литературы неотделимо от процесса воспитания. Учитель воспитывает учеников не только на классных часах, но и на всех уроках и своим поведением, и своей жизнью, особенно  сельский учитель. Нужно понимать, что мы должны выпустить из школы не обученного школьным дисциплинам молодого человека, а личность, гражданина. Я всегда забочусь о формировании активной жизненной позиции, вижу в учащихся будущих граждан страны, продолжателей наших традиций, хочу видеть их истинными патриотами.  

«Нравственность человека видна в его отношении к слову» - писал Л.Н.Толстой. Поэтому на уроках русского языка продолжается  та  работа, которая проводилась на уроках литературы. Я стараюсь  формировать у детей понимание красоты родного языка, учить ценить его и бережно относиться к слову писателя, обогащать словарный запас учащихся. Внимание к слову на уроках вызывает у детей интерес к языку, наблюдая за языковыми явлениями, они видят его меткость, точность и выразительность.    

          Я нисколько не жалею  о том, что не стала актрисой или режиссером, как  мечтала, не жалею, что работаю в простой сельской школе. Школа – это место, где может быть трудно, страшно, нервозно, но никогда не скучно. Учитель в течение  только одного дня меняет огромное количество ролей, общается с огромным количеством разных людей, проигрывает несколько десятков разноплановых ситуаций. Школа – это пространство экспериментов, бесконечных проб, причем экспериментов прежде всего над собой, это постоянная проверка себя,  своих знаний, характера. На уроке я сама себе сценарист, режиссер и  многоплановый актер. И как в театре необходимо чувствовать своего партнера по сцене – детей, это знаменитое «со»: со — трудничество, со — творчество, со — понимание, со — чувствие. Без них  невозможно по – настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу, ибо гласит народная мудрость:  надо любить детей и весь мир, надо непрерывно учиться и нельзя быть равнодушным. Только тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим.

         Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир, потому что я отдаю детям тепло своей души, потому что вижу результаты  своего труда.  И кем бы ни стали мои ученики, я хочу видеть их достойными людьми, искренними, справедливыми. Я счастлива, когда они приходят ко мне за советом, за помощью. Главное, чтобы они  всегда  видели во  мне  надежного друга, чтобы слышали  от меня нужные им слова  поддержки  и  сами   правильно использовали  их в своей жизни. Я надеюсь на это. Ведь я – учитель, и этим  все сказано!