Дополнительное образование имеет огромное значение в социализации, развитии, воспитании подрастающего поколения.  Дополнительное образование определяется как вид  образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.

На базе школы работают следующие направления:

Художественно-эстетическое направление:

От ДШИ работают кружки:

  • «Школьный  ералаш»  (рук. Кукликова С.Л.) – 15 чел. (3-6 класс)
  • «Художественная школа»  (рук. Рекутов В.В.)- 15 чел.(2-7 класс)
  • «Музыкальная школа»  (рук. Федотова Л. Б) – 10 чел.

Эколого-биологическое направление:

  • «Умники и умницы» (рук. Бедняк Е.В.)- 14 чел (3-4 класс)

Спортивно-техническое направление:

  • «Гамбит» (шахматный кружок) рук. Чернышов А.И.- 23 чел.( 4-11 класс)

Туристско-краеведческое направление:

  • «Юный исследователь» (рук. Мавлютова Д.Б.) – 29 чел.( 5-7 класс)

Гражданско-патриотическое направление:

  • Музей «Живая память» (рук. Саломасова О.Г.) – 10 чел.( 7-10 класс)

Физкультурно-оздоровительное направление:

  • «Теннис» (рук. Пашнин Ю.А.)-10 чел. (6-11 класс)
  • Спортивная секция: волейбол, баскетбол, ОФП, легкая атлетика

(рук. Стенин А.А) -38 чел. (6-11 класс)

Обучающиеся получают дополнительное образование на платной основе:

На базе школы: «Дзюдо» (рук. Игнатенко С.М.) – 50 чел. (1-9 класс)

Танцевальный кружок в г.Челябинск -1 чел. (1 класс)

Плавание, бассейн «Строитель»-1 чел. (10 класс)

 

Занятость детей во внеурочной деятельности.

  1. «Физика»  ( Шамшина О.А.) – 6а, 6 бклассы. -38 чел.
  2. «Лего-конструирование»  ( Нургалеева А.Ф.)  - 169 чел.
  3. «ПДД»  (рук. Миленко О.А.) -11 чел.
  4. « Волшебный карандаш» (Рахмангулова Г.М.)-55 чел.
  5. « Академия художников» (Рахмангулова Г.М.) -42 чел.
  6. «Занимательная грамматика» (Терешкова Н.Л.)-  50 чел.
  7. «К тайнам слова» (Терешкова Н.Л.)  -48 чел.
  8. « Моя малая Родина» (Ерофеева Е.Ю.) – 120 чел.
  9. «Ручное творчество» (Чемпалова К.В.) – 22 чел.
  10.  «Агрегат» ( Нуритдинова Р.А.) – 5 чел.
  11. «Химия в каждом доме» (Нуритдинова Р.А.) – 2 чел.
  12. «Бассейн» на базе ЛПУ. -120 чел.
  13.  « Подготовка к ВПР» (Юльмухаметова З.Р.)- 22 чел.
  14. «Шахматы» (Чернышов А.И.)  -69 чел.

По занятости детей во внеурочной деятельности  видно, что 773 человек посещает внеурочную деятельность. Исходя из количества занятости,  делаем вывод, что каждый ребенок посещает  2 и более направления  внеурочной деятельности.

В течение года ведутся мониторинговые исследования, позволяющие  отслеживать  количество учащихся, занимающихся в системе дополнительного  образования  по ступеням обучения, которые показывают, что система дополнительного образования наиболее востребована учащимися начальной  школы.

 

Итоги реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Развитие творческого потенциала ребенка

через кружковую деятельность

 

   Одной из отличительных особенностей по ФГОС является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.

   За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков.

   В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Сегодня проблемой педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование творческой личности обучающегося. Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу.

    Задача учителя — отойти от репродуктивного характера деятельности учащихся, вовлечь их через высокую самооценку, психологический климат и благоприятные условия в деятельность для развития творческих способностей. В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

    Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно — ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

 

Какие условия для этого необходимы?

Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это — возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Необходимо пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства, нетрадиционную проработку содержания учебного материала, изменения окружающего мира, самого ученика, условия воспитания ребенка, вовлечение всех учащихся и их родителей в совместную творческую деятельность, оснащение материально-технической базы школы и время.

Цели: Развитие творческих способностей младших школьников, формирование умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций.

Задачи:

- усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

- организовать досуговую деятельность школьников совместно с семьями обучающихся;

- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- оказать помощь в поисках «себя»;

- создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

 

Ожидаемые результаты

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно:

1. овладевают системой знаний практических умений и навыков, предусмотренных не только школьной программой, но и за ее рамками;

2. участвуют в самых разнообразных видах учебной и внеурочной деятельности, что постепенно приводит к привычке проявлять себя творчески;

3. возрастает устойчивый интерес и потребность к познавательной деятельности;

4. формируются взаимоотношения как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

   Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

   Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

   Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: проблемные уроки, уроки — игры, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии, урок-исследование, урок-путешествие, урок — творческий отчет, урок-проект- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, округе и т.д

   Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

   Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

    Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

   Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

   Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  1. наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  2. реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
  3. объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  4. творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  5. стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

 

Заключение

   Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

   В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.

   Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

   Задача школы — подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

  Задача каждого учителя  по внеурочной деятельности и руководителя кружка — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.